Экономика, бизнес и услуги

№ 2 (23) - 2024 / 2024-06-30 / Кол. просмотров: 99

ПОДХОДЫ К ИЗМЕРЕНИЮ КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ И ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ИТ-СЕКТОРА: ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ

Авторы

  • A. Серікқызы
  • А.Б. Ахметова
  • С.Е. Жамалиденов

Ключевые слова

креативная экономика, креативная индустрия, инвестиции, занятость, мировой ВВП, технологии.

DOI ссылка:

https://doi.org/10.58805/kazutb.v.2.23-464

Как цитировать

Серікқызы A. ., Ахметова A. ., и Жамалиденов S. . «ПОДХОДЫ К ИЗМЕРЕНИЮ КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ И ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ИТ-СЕКТОРА: ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ». Вестник КазУТБ, т. 2, вып. 23, июнь 2024 г., doi:10.58805/kazutb.v.2.23-464.

Аннотация

Сегодня креативная экономика часто называется новой нефтью. По оценкам ООН, креативные отрасли ежегодно создают около 30 миллионов рабочих мест, внося 2,25 триллиона долларов в мировой ВВП. Прогнозы показывают, что к 2030 году оборот мировой креативной индустрии увеличится еще на 40%. Этот сектор создает высокооплачиваемые рабочие места, особенно для талантливой молодежи.

В Казахстане инвестиции в креативную индустрию выросли более четырехкратно за последнее десятилетие. В настоящее время в этом секторе работает 3,5% от общего числа занятого населения страны, или 310 тысяч человек, что составляет 2,7% экономики. Чтобы разблокировать потенциал этого сектора, правительство разрабатывает Концепцию развития креативных индустрий на 2021–2025  годы, устанавливая единую стратегию роста.

Концепция креативных индустрий различается в разных странах и не имеет всемирно признанного определения. Доклады, такие как "Creative Nation" (1994) Австралии и "Creative Industries Mapping Document" (1998) Великобритании, значительно повлияли на глобальные перспективы. ООН рекомендует классификацию на четыре агрегированных блока, но терминология отличается в различных организациях, с ЮНЕСКО, использующей "креативные индустрии", а ЕС ссылается на "культурные и креативные индустрии".

Креативные отрасли охватывают сектора, основанные на творчестве, интеллектуальной собственности и технологиях. Определения различаются, но общими секторами являются дизайн, искусство, мода и другие. Измерение креативной экономики включает различные подходы, такие как оценка отрасли, анализ занятости и торговля творческими товарами и услугами. Концепция "креативного трезубца" оценивает занятость специалистов, поддерживающих ролей и интегрированных позиций.