Информационно - коммуникационные и химические технологии

№ 1 (26) - 2025 / 2025-03-31 / Кол. просмотров: 43

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ УТОМЛЯЕМОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ МАШИННОГО ОБУЧЕНИЯ

Авторы

Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева
https://orcid.org/0009-0000-8401-5434
Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева
https://orcid.org/0000-0002-3627-3321
Таразский региональный университет им.М. Х. Дулати
https://orcid.org/0000-0002-2000-6720
Кызылординский университет имени Коркыт Ата
https://orcid.org/0000-0002-0911-2688
Кызылординский университет имени Коркыт Ата
https://orcid.org/0000-0001-5951-0716
Кызылординский университет имени Коркыт Ата
https://orcid.org/0000-0002-1136-1843

Ключевые слова

усталость водителя, мониторинг состояния, машинное обучение, детектирование морганий, интеллектуальная система, коэффициент пропорции глаз, SVM, компьютерное зрение.

DOI ссылка:

https://doi.org/10.58805/kazutb.v.1.26-632

Как цитировать

А.Ж., Т. ., С. С.К., Т. . Б., М. . Г.Ш., А. . Л., и Ж. Б.К. «МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ УТОМЛЯЕМОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ МАШИННОГО ОБУЧЕНИЯ». Вестник КазУТБ, т. 1, вып. 26, март 2025 г., doi:10.58805/kazutb.v.1.26-632.

Аннотация

В статье рассматриваются методы разработки интеллектуальной системы мониторинга состояния усталости водителей с применением технологий машинного обучения. Усталость водителя является одной из ведущих причин дорожно-транспортных происшествий, особенно на длительных маршрутах и при ночных сменах. Предложенная модель на основе коэффициента пропорции глаз (EAR) и классификатора с использованием метода опорных векторов (SVM) обеспечивает эффективное детектирование морганий и других признаков усталости в режиме реального времени. Особое внимание уделено устойчивости модели к изменениям условий освещения и ориентации головы, что повышает надежность системы в сложных эксплуатационных условиях. В результате тестирования предложенной системы были получены высокие показатели точности, что делает ее подходящей для использования в интеллектуальных транспортных системах.

Версии